Обзор программы для обработки фотографий LightZone


Часть 1. Обзор общих возможностей программы

Официальный сайт:
ОС: Windows, Mac OS X, Linux (разработка прекращена)
Размер дистрибутива: 26262КБ (Windows)
Цена: 249.95$
Русский интерфейс: нет
Назначение: RAW-конвертор

Обработка фотографий обычно происходит двумя способами. Наиболее серьезная, творческая корректировка материала связывается с графическими редакторами. Вы четко представляете, чего хотите добиться от исходного снимка, заранее знаете, какие инструменты позволяют осуществить все ваши задумки, идеи. Если фотограф хорошо разбирается в специализированном программном обеспечении, то только качество исходного материала и простор его воображения становятся рамками, в пределах которых происходит корректировка фотографий, улучшение их качества, создание изысканных стилизаций.

Но не каждый пользователь цифровой камеры обладает достаточными знаниями в области обработки изображений, и, что самое главное, не каждому это надо. Нет нужды изучать сложные механизмы, когда других жизненных забот полно. Но если все же что-то не нравится в отснятых фотографиях, то желание исправить недочеты подавить в себе трудно. По этой причине все большую популярность набирают программы, предлагающие интуитивно понятные инструменты корректировки изображений. Операции раскладываются на несколько шагов, пройдя которые пользователь получает какую-то более качественную картинку.

Некоторые популярные менеджеры изображений предлагают пошаговый способ обработки документов. Он прост, однако зачастую не обеспечивает должной гибкости и точности во время корректировки фотографий. С другой стороны, и менеджеры изображений – не графические редакторы. Их задача заключается, в первую очередь, в систематизации материала, а не в корректировке.

Совсем другая ситуация наблюдается среди RAW-конверторов. Данный класс программного обеспечения становится все более популярным. Форматы RAW можно встретить не только в зеркальных камерах, но и в старших моделях компактных фотоаппаратов. Встроенный в камеру преобразователь JPEG иногда ошибается, а порой элементарно выдает совсем не то, что от него ждет фотограф. Этих казусов можно избежать, воспользовавшись RAW-конвертором, самостоятельно преобразовав цифровой негатив.

Большинство RAW-конверторов построено по принципу пошаговой обработки документов. Это логично, ведь целью работы подобных программ, чаще всего, не является филигранная творческая обработка фотографий. Вы лишь преобразовываете снимок из цифрового негатива в удобный формат, при этом внося общие корректировки.

LightZone предназначен для обработки фотографий. В качестве исходного материала могут выступать не только традиционные графические форматы, но и RAW большого количества современных цифровых фотокамер. Их полный список можно увидеть на официальной странице проекта.

Программа является кроссплатформенным приложением и использует в работе компоненты Java 1.5. Впрочем, версия для Linux давно не обновлялась. На официальной странице проекта уже удалена ссылка на ее загрузку. Впрочем, вся информация осталась на старом сайте LightZone for Linux, где можно ознакомиться с подробными системными требованиями программы и загрузить ее установочный модуль.

LightZone 3.0 требует наличия процессора с поддержкой инструкций SSE2. Ранние версии не имеют столь жестких ограничений и работают на более примитивном оборудовании. Версия для Mac OS X дополнительно требует отдельной установленной копии Java 1.5 Release 5. Согласно официальным системным требованиям, рабочая станция должна обладать 1ГБ оперативной памяти при рекомендуемом объеме 2ГБ. Разработчики явно перестраховываются, так как во время обработки цифрового негатива 3008x2000 точек, расход памяти, согласно данным Диспетчера задач Windows, лишь немного превышал 200МБ.

Рабочее окно приложения можно условно разделить на три части. Внутри левой боковой панели находится файловый браузер, позволяющий выбирать исходные документы. Справа расположены все основные инструменты корректировки изображений. Основная, центральная часть рабочего окна отведена под панель миниатюр текущего каталога и предварительный просмотр активного изображения.

Рабочее окно LightZone сразу же после открытия документа
Рабочее окно LightZone сразу же после открытия документа

Выбор документов для обработки осуществляется с помощью файлового браузера. Программа не позволяет создавать какие-либо альбомы или коллекции. Вы работаете лишь с физической структурой жесткого диска. Выбор папок упрощается, благодаря наличию списка последних открытых каталогов. Программа ведет небольшой журнал. Подобно web-браузерам, в программе присутствуют кнопки перехода вперед и назад по истории папок. Кроме того, вы можете обращаться к меню, которое содержит список всех родительских каталогов по отношению к текущей папке. Версия для Windows содержит также переход к содержимому окна Мой Компьютер и открывает папку Рабочего стола.

Браузер позволяет осуществлять некоторые системные операции с файлами. Вы можете переименовывать их или удалять в Мусорную корзину. Однако в программе отсутствует поддержка технологии Drag & Drop. Это означает отсутствие возможности быстрого переноса или копирования файлов с помощью мыши. Нельзя также открыть документ, перенеся его значок из внешнего приложения на рабочее окно LightZone. Выбор и открытие изображений производится только путем их выбора внутри файлового браузера.

Внутри панели миниатюр можно просматривать эскизы изображений. В это же время, слева отображается информация об изображении. Она включает в себя несколько разделов. Вы можете просматривать общие данные (Image Info), видеть множество полей базы EXIF. Кроме того, некоторые производители фотокамер добавляют особые информационные поля к изображениям. Во время тестирования, например, использовались файлы MRW, полученные с зеркальной камеры фирмы Konica Minolta. Дополнительные поля базы данных позволяют просматривать цветовой профиль, модель используемого объектива (например, AF 50мм F1.4 NEW) и условное качество документа.

Каждая фотография может иметь рейтинг от 1 до 5. Пожалуй, это единственное реальное средство систематизации документов. Изображения можно быстро поворачивать на 90 градусов с помощью стрелок, расположенных справа и слева от имени файла. Стрелки появляются при наведении указателя мыши на миниатюру изображения. В нижней части рабочего окна приложения расположен инструмент изменения размеров эскизов в реальном времени. Вы можете также сортировать документы по многим параметрам. Помимо исключительно файловых атрибутов (дата, размер, тип и т.д.), в качестве критерия сортировки можно использовать рейтинг фотографии, а также большое количество данных EXIF. Например, допускается сортировка по использованному при съемке фокусному расстоянию или по модели объектива.

Просмотр документов в виде миниатюр не означает автоматической их загрузки в память. Для того чтобы начать редактирование фотографии, необходимо отдельно загрузить ее с помощью команды Edit. Впрочем, достаточно совершить двойной щелчок на миниатюре.

После загрузки изображения в память можно начинать его корректировки. Некоторые инструменты расположены прямо над панелью предварительного просмотра.

Кадрирование может осуществляться в произвольном режиме, а также с указанием жестких пропорций сторон. При вызове инструмента, в правом окне появляется панель Crop. Кнопка со стрелкой вызывает меню, содержащее список доступных соотношений сторон. Две стрелки, имеющие противоположные направления, меняют ориентацию кадра. С помощью пиктограммы с изображением звена цепи можно включать и отключать режим принудительного задания соотношения сторон кадра. Во время обрезания границ фотографии вы видите разрешение результирующего изображения, измеряемое в пикселях.

Кадрирование в LightZone, выбор соотношения сторон
Кадрирование в LightZone, выбор соотношения сторон

Вращение изображения на произвольный угол осуществляется с помощью инструмента Rotate. Вы указываете исходную точку на изображении, а затем перемещаете указатель мыши, согласно какой-либо линии горизонта. При этом на экране рисуете как вертикальная/горизонтальная линия, так и ваш новый ориентир. Это дает наглядное представление о степени наклона фотографии. Подстройка угла поворота может осуществляться с помощью двух регуляторов. Они выполняют одинаковую функцию – изменение угла наклона. Разница лишь в их чувствительности. Нижний регулятор предназначен для тонкой подстройки угла, он незначительно меняет его значение.

Далее на панели инструментов расположена кнопка выбора цветового профиля. Он указывается для печати. Кроме того, вы можете указать принцип обработки цвета во время преобразования исходного материала (Rendering Intent). Меню содержит несколько сюжетных установок. Их описание можно прочитать в справке, прилагающейся к программе. Впрочем, наверно даже проще один раз попробовать функцию и увидеть результат ее действия, чем читать пространные текстовые описания алгоритмов обработки изображений.

Панель инструментов содержит также функцию просмотра исходного изображения. Иногда бывает удобно вспомнить, отчего, собственно, мы отталкиваемся, обрабатывая фотографию. Вы можете осуществлять выделение областей снимка и применять корректировки в дальнейшем не ко всей площади изображения, а лишь к выделенной области. Для выделения можно использовать инструмент работы с полигонами, а также с кривыми Splin и Bezier. Отмена всех созданных регионов может осуществляться с помощью отдельной единой команды.

Наконец, с помощью двух отдельных кнопок на панели инструментов допускается приближение и удаление изображения, то есть осуществляется его масштабирование. С помощью команды Actual Pixels можно быстро переводить показ изображения в реальный масштаб 1:1.

В верхней части правой боковой панели может отображаться три варианта данных. Во-первых, там можно просматривать гистограмму снимка. Она отображается на общем графике для каждого цветового канала в отдельности. Во-вторых, можно переключиться в режим Sampler. Он заключается в показе служебной информации о точке изображения, находящейся в данный момент под указателем мыши. Информация включает в себя координаты точки, ее яркость, цветовую насыщенность (степень отклонения от нейтрального цвета, измеряемая в процентах), оттенок, а также цвета RGB и LAB. Третий режим ZoneFinder отображает на небольшой миниатюре изображения его яркостные зоны.

Любая корректировка отменяется с помощью специальной команды или путем нажатия сочетания клавиш Ctrl+Z. Количество откатов жестко не ограничено. Программа позволяет быстро переключаться между раскладками панелей. Допускается три варианта. Помимо стандартной раскладки, можно использовать режимы браузера и редактора.

Режим браузера LightZone
Режим браузера LightZone

Любые корректировки могут сохраняться на жесткий диск в виде шаблонов. При этом вы можете выбирать конкретные опции, которые должны учитываться в шаблоне. Открыв другой документ, достаточно загрузить необходимый шаблон, после чего определенная группа корректировок сразу же применится к изображению. Программа не содержит предустановленных шаблонов.

Выполнив все необходимые изменения исходного документа, можно выбрать один из нескольких типов сохранения результатов работы. Вы можете создавать документы, являющиеся списком всех корректировок. Они представляют собой файлы с расширением LZN. Внутри них располагается текстовая информация, являющаяся списком управляющих команд для LightZone. Открыв данный документ, можно сразу перейти к ранее обработанному изображению. При этом оригинальный графический файл остается нетронутым.

Программа допускает экспорт документов в форматы TIFF и JPEG. В первом случае можно использовать 8 или 16 бит на каждый цветовой канал, а также сжатие с использованием алгоритма LZW. JPEG традиционно позволяет указывать качество изображения, измеряемое в процентах. Какой бы формат не был выбран, можно сразу же масштабировать снимок до указанных в настройках размеров, а также выбирать подходящий цветовой профиль. Если планируется публикация снимков в Сети или печать фотокарточек в лаборатории, то лучше указывать профиль sRGB. При этом удается избежать проблем несоответствия цветов во время обработки документа и в его представлении за пределами рассматриваемой программы.

Настройки LightZone позволяют указывать предельный размер используемой оперативной памяти. По умолчанию он имеет значение 461МБ. Изменение данного параметра вступает в силы после перезагрузки программы. Любопытно, почему разработчики установили в минимальных системных требованиях 1ГБ ОЗУ, если даже половину из этого объема нельзя использовать по умолчанию? В настройках можно также указывать правила автоматического сохранения документов, допустимость использования LightZone в качестве внешнего приложения для редактирования изображений и многое другое.

Инструменты поэтапной корректировки изображений будут рассмотрены в следующей части статьи.

Часть 2. Пошаговая обработка фотографий.

Как говорилось в предыдущей части статьи, LightZone предлагает пошаговый способ редактирования фотографий. Все инструменты корректировки изображений вызываются из единой панели, расположенной в правой части рабочего окна приложения.

При желании, редактирование можно осуществлять в любом порядке. Не обязательно сначала нажимать на крайнюю левую кнопку, затем на кнопку, расположенную справа от нее и так далее. Однако разработчики неспроста именно так расположили все инструменты. Их порядок соответствует здравому смыслу, подсказывая оптимальный порядок действий.

Каждый инструмент имеет свое небольшое окно внутри правой боковой панели. Они могут отображаться на экране или скрываться с помощью кнопки с изображением крестика. Кроме того, вы можете включать или отключать любой из инструментов. Настройки при этом не сбрасываются.

Контекстное меню всех инструментов позволяет сворачивать и разворачивать окна, запоминать настройки в качестве сюжетных установок (preset). Вы можете переключиться в режим автоматического разворачивания окон. При этом в развернутом виде показывается только активный инструмент, остальные же компактно уложены в свернутом состоянии.

Первый инструмент обработки фотографий называется Tone Curve. Он необходим только при обработке RAW. Цифровые негативы некоторых камер требует определенных преобразований, чтобы фотографии смотрелись корректно. В подобных случаях LightZone автоматически добавляет данный инструмент на правую боковую панель. Вы можете отключить коррекцию RAW по умолчанию, и изображение немного поменяется. Например, может резко снизиться его контраст. Полный список камер, к которым применяются преобразования Tone Curve, можно прочитать в справке.

Следующий инструмент, Zone Mapper удобно применять для интеллектуальной регулировки яркости и контраста. Изображение делится на шестнадцать зон яркости. Если вы включили панель предварительного показа ZoneFinder, то при наведении указателя мыши на определенную строку графика будет мигать желтым цветом подсветка выбранной зоны. Путем перемещения границ зон яркостей можно регулировать различные параметры экспозиции. Например, для повышения яркости необходимо поставить метку где-нибудь посередине графика и приподнять ее, расширив, тем самым, все зоны ниже выделения и сузив яркие участки. Повышение контраста осуществляется путем раздвигания двух зон от центра к краям графика.

Каждый пиксель внутри изображения может быть описан с помощью значений интенсивностей трех цветовых каналов, RGB. Кроме того, для описания применяется также понятие яркости (luminosity), которое является усредненным значением трех каналов. По умолчанию ZoneMapper оперирует именно яркостью, что, во многих случаях не приводит к изменению цветовой насыщенности. Режим RGB действует иначе, что позволяет более точно передавать чистые цвета внутри граничных зон яркости. Впрочем, для каждой конкретной фотографии оптимальный метод обычно находится экспериментальным путем.

Каждый инструмент создает внутри документа новый слой. Вы можете менять режим смешения слоев и их прозрачность. Говоря иначе, допускается регулировка степени применения каждого инструмента.

Инструмент ZoneMapper в программе LightZone
Инструмент ZoneMapper в программе LightZone

Инструмент ToneMapper предназначен для управления глобальным и локальным контрастом внутри всей площади изображения. Регулятор Radius управляет масштабом изменения контраста, Gamma меняет яркость, а Detail изменяет уровень локального контраста, работая в связке с первым регулятором. ToneMapper использует маску для создания необходимого эффекта. По умолчанию метод используется смешения слоев Soft Light. Если переключиться в режим Normal и сделать 100% непрозрачность слоя, то можно увидеть саму маску. Меняя значения радиуса, гаммы и детализации, нетрудно понять, как влияют параметры на маску, а значит и на конечное изображение.

Следующий инструмент Sharpen позволяет повысить резкость фотографии. Принцип действия фильтра основывается на наложении нерезкой маски. В результате повышается четкость границ контрастных объектов. В настройках инструмента вы указываете радиус анализа текстуры, степень применения эффекта и его минимальный порог. Последний параметр позволяет повышать лишь контурную резкость, не затрагивая однородные поверхности. Большинство необработанных цифровых негативов имеют чрезмерную мягкость картинки, поэтому повышение резкости обычно идет на пользу. Ситуация с JPEG, полученными напрямую из камеры, несколько сложней. Каждый производитель закладывает собственные внутренние алгоритмы повышения резкости, и в некоторых случаях дополнительная подобная обработка лишь испортит снимок.

Повышение резкости с помощью инструмента Sharpen в LightZone
Повышение резкости с помощью инструмента Sharpen в LightZone

Gaussian Blur, напротив размывает изображение, снижая резкость. Казалось бы, бессмысленная функция, зачем это надо? У размывания, на самом деле, есть несколько вариантов практических применений. Например, вы сделали портрет компактной камерой. Скорее всего, модель и фон получились одинаково резкими. В то же время на зеркальных камерах задний план на портретах обычно получается очень размытым. Здесь не место, конечно, для детального объяснения причин сего странного явления, однако можно рассказать, как сделать имитацию малой глубины резко изображаемого пространства, свойственного камерам с большим размером сенсора (вот, собственно и краткий ответ, почему фон размывается). Вам необходимо выделить контуры объекта, находящегося на переднем плане. В случае портретного снимка, это модель. В предыдущей части статьи было рассказано о нескольких инструментах, позволяющих осуществлять сложные выделения областей. После завершения выделения достаточно лишь наложить фильтр размывания на область вне модели. Создается эффект отсутствия резкости. Он не совсем похож на свой реальный аналог, так как в объективах используются лепестковые диафрагмы и прочие элементы, нарушающие равномерность размывания зоны отсутствия резкости. Стоит отметить, что аккуратность размывания дорогого стоит. Объективы, дающие равномерный рисунок в нерезком пространстве, имеют очень высокую цену и горячо любимы фотографами.

Инструмент Hue/Saturation предназначен для управления оттенками и цветовой насыщенностью снимков. Hue позволяет менять окраску цветов. Например, вы снимаете пейзажи ночью при свете фонарей. По умолчанию на снимке будет доминировать неприятный зеленый цвет. Наш глаз привыкает к ночному свету, и кажется, что он нейтральный, белый. На самом деле, это не так. Но в этом нет ничего страшного, ведь достаточно изменить окраску в сторону розовых тонов, и зелень нейтрализуется. Saturation повышает насыщенность цветов. Luminosity регулирует их яркость. Последний параметр воздействует на изображение иначе, чем Gamma. Яркость повышается неравномерно, визуально увеличивая контраст фотографии.

Color Balance позволяет изменять баланс цвета на фотографии, используя для этого круговую палитру и точку отсчета на ней. В качестве дополнения инструмент может быть использован для нейтрализации избытка какого-либо цвета на снимке. Регулировка баланса производится путем смещения точки отсчета внутри круговой палитры. Направление отклонения определяет цвет изменения баланса, а расстояние от центра круга – степень корректировки цвета. Регулятор Midpoint отвечает за диапазон изменения цветов.

Нейтрализация избытка какого-либо цвета происходит с помощью пипетки. Вы выбираете ее и указываете на фотографии точку, которая должна быть нейтрально-серой. При этом фотография автоматически поменяет цветовой баланс. Если текущее положение вещей вас устраивает, то повторный щелчок левой кнопкой мыши по пипетке применяет корректировку. В противном случае, можно повторить процедуру указания нейтрального серого цвета. Данный фильтр можно применять в сочетании с выделением произвольных областей. Например, при дневной съемке в помещении при пасмурной погоде, где включено электрическое освещение, довольно возникает любопытная картина. Лица людей оказываются слишком желтыми, так как освещены, в большей степени, лампочками, а стены имеют голубоватый оттенок, так как в них отражаются свет, падающий через окно. Выборочная коррекция баланса белого, в данном случае, может исправить явное его нарушение.

Управление цветовым балансом с помощью инструмента Color Balance в LightZone
Управление цветовым балансом с помощью инструмента Color Balance в LightZone

Настройка баланса белого может осуществляться с помощью инструмента White Balance. Вы управляете цветовой температурой и оттенком. Не вдаваясь в физический смысл термина, стоит отметить, что первый параметр позволяет делать краски на фотографии теплее или холоднее, а оттенок позволяет компенсировать избыток фиолетовых или зеленых цветов. Кроме того, с помощью пипетки можно указать нейтрально-серый цвет на снимке. Баланс белого выстраивается вокруг него.

Настройка баланса белого с помощью инструмента White Balance в LightZone
Настройка баланса белого с помощью инструмента White Balance в LightZone

Несмотря на то цветное изображение уже давно появилось в фотографии, нередко художественный смысл требует преобразования снимка в черно-белый режим. При этом происходит смешивание цветовых каналов. Яркость каждой точки определяется степенью влияния каждого из них. По умолчанию берется усредненное значение яркости трех каналов. Однако в некоторых случаях сюжет требует более тонкого подхода. Если, например, два объекта в кадре отличаются цветами, но имеют одинаковую яркость, то при переводе в черно-белый режим, они сольются, их будет не различить. LightZone позволяет корректировать влияние цветовых каналов с помощью круговой палитры. Положение точки посередине круга означает одинаковое воздействие всех оттенков на конечное, черно-белое изображение. Сдвигая точку в сторону, мы меняем баланс яркостей снимка. Например, при смещении точки в сторону телесных тонов, на черно-белой фотографии кожа будет выглядеть светлей. Синие же объекты, например, небо, напротив, станут темней. Внутри небольшого информационного окна показывается текущий базовый цвет и его значения RGB.

Преобразование изображения в черно-белый режим с помощью инструмента Black and White в LightZone
Преобразование изображения в черно-белый режим с помощью инструмента Black and White в LightZone

На некоторых фотографиях, сделанных с установками высокой чувствительности сенсора, присутствует зернистость, шум. Вы можете попытаться устранить его с помощью инструмента Noise Reduction. Шум состоит из двух составляющих, цветовой и яркостной. Первый вариант намного больше досаждает при просмотре фотографий, и с цветовой составляющей шума принято бороться в первую очередь. Для этого необходимо указать радиус обработки текстур и степень устранения шума. Последний, третий регулятор управляет устранением яркостной составляющей шума и больше всего влияет на детализацию снимка. При сильном увеличении данного параметра резко снижается также и контурная резкость на фотографии. По этой причине к подавлению шума стоит относиться внимательно и не переусердствовать, превратив исходный шумный снимок в еще более неприятное, нерезкое зрелище. Специализированные программные продукты выполняют операции подавления шума более бережно.

Снижение уровня цифрового шума с помощью инструмента Noise Reductuion в LightZone
Снижение уровня цифрового шума с помощью инструмента Noise Reductuion в LightZone

LightZone предлагает два способа ретуширования фотографий. Они отличаются друг от друга методом выделения регионов. Первый инструмент называется Clone. Вы осуществляете сложное выделение с помощью кривых. После его завершения, можно перенести выделенный регион в другое место. При этом исходная текстура окажется скопированной. Клонирование происходит, разумеется, не слепо, а с учетом окружающих текстур.

Метод Spot отличается от клонирования лишь способом выделения регионов. Он точечный и имеет форму круга. Выделение намного проще, все операции осуществляются быстрей. Клонирование удобно применять для удаления различных царапин с фотографий. Они имеют определенную форму, и их не выделишь с помощью метода Spot. Кроме того, клонированием удобно удалять, например, провода с городских пейзажей. Spot имеет иную сферу применения. С помощью него удобно устранять мелкие артефакты, например, родинки, прыщи, залетевших в кадр птиц, горячие пиксели при длинных выдержках, пылинки на сенсоре, заметные при съемки на высоких значениях диафрагмы.

Удаление локальных дефектов с помощью инструмента Spot в LightZone
Удаление локальных дефектов с помощью инструмента Spot в LightZone

Последний инструмент корректировки фотографий заключается в снижении эффекта красных глаз, что возникает при съемке со вспышкой, расположенной близко к оси объектива. С помощью Red Eyes можно обесцветить красные зоны внутри региона. Выделение области аналогично инструменту Spot. Вы рисуете круг. С помощью регулятора Tolerance задается ширина диапазона воздействия эффекта.

Концепция LightZone немного напоминает Adobe Lightroom. Вы точно также имеете возможность систематизации документов, а корректировка фотографий осуществляется в пошаговом режиме. Однако по своим возможностям программа пока объективно уступает именитому конкуренту. Средства систематизации документов просто стыдно даже сравнивать. Гибкая система создания ключевых слов, а также организация коллекций и альбомов Adobe Lightroom имеет один лишь противовес в виде возможности установки рейтингов для фотографий в LightZone.

Средства корректировки снимков во многом повторяются, что, в принципе, объясняется тем, что все давно придумано. Велосипед уже создан, и нет смысла его повторно изобретать. Однако и здесь Adobe Lightroom можно назвать лидером, благодаря его гибкой работе с цветом. Каких-либо средств выборочной коррекции цвета в LightZone нет.

Но это не означает, что LightZone – плохая программа, и ее нет смысла устанавливать. Она проще в освоении и, не стоит забывать, работает не только в Windows. Да, для Linux разработка продукта завершена. Но даже последняя выпущенная версия LightZone для Linux имеет очень мало конкурентов. Пожалуй, только Bibble Pro можно реально поспорить с LightZone в плане удобства и функциональности, если говорить о Linux.

В Windows же у программы очень много достойных конкурентов. Однако нельзя отнять того, что LightZone прост в освоении, обладая, помимо всего прочего, удобной справкой. В ней кратко, но доходчиво объясняется работа всех инструментов программного продукта.