<< Главная страница

Windows Vista: рекомендации по первичной оптимизации



30 января 2007 года в розничную продажу поступила многообещающая операционная система Microsoft Windows Vista. Как и ожидалось, с рядом полезных нововведений (а их действительно много) мы получили ряд новых проблем (уж сколько их — не считали). Потому как перехода на Vista избежать все равно не удастся, путь хайтек-самурая один — как следует подготовиться и встретить долгожданную ОС во всеоружии. Мы расскажем, с чего следует начинать приручение Windows Vista: познакомим с основами тонкой настройки и оптимизации.

1. Активация аккаунта администратора
Если после установки Windows Vista надеетесь сразу приступить к полноценной работе, то смеем огорчить — доступ к некоторым папкам (причем не только на «изменение», но и на банальное «чтение») и настройкам по умолчанию заблокирован. В основном это системные папки в директориях Windows и ProgramData, а также большинство папок в директории профилей — Users. Для рядового пользователя доступ к этим папкам, скорее всего, не понадобится, так что те, кому это не критично, могут пропустить данный пункт.

Активация аккаунта администратора
Активация аккаунта администратора
Если в Windows XP по умолчанию была отключена только учетная запись «Гость», то в Windows Vista отключена также и учетная запись «Администратор». При первом входе в операционную систему пользователь указывает имя, которое по традиции должно сразу получить полный доступ как имя аккаунта администратора, но даже несмотря на то, что это имя (например, UserVasya) будет входить в группу «Администраторы», его права будут изрядно ограничены.

Для того чтобы активировать учетную запись «Администратор» и, соответственно, получить полные права, нужно зайти в Панель управления — Администрирование — Управление компьютером — в левом списке выбрать Локальные пользователи и группы — в правом выбрать Пользователи (Control Panel — Administrative Tools — Computer Management — Local Users and Groups — Users). Далее, нажав на учетную запись «Администратор (Administrator)» правой кнопкой, в контекстном меню выбрать «Свойства (Properties)» и убрать галочку с пункта «Отключить учетную запись (Account Is Disabled)». Там же, выше, в поле «Полное имя (Full Name)» можно указать свое имя или ник (тот же UserVasya, к примеру). После перезагрузки вы сможете зайти в систему под новым аккаунтом и удалить свою старую учетную запись. Доступ получен!

Однако к некоторым системным файлам и папкам доступ, как и в Windows XP, все равно ограничен. Разрешения задаются все там же — в «Свойствах», во вкладке «Безопасность (Secuirity)», благо в Vista для изменений прав файлов или папок перезагружаться в безопасном режиме необязательно.

Внимание: известны случаи, когда разблокирование аккаунта администратора и его последующее использование после некоторых манипуляций (установки драйверов, обновлений системы, language pack и пр.) приводило к некорректной работе Windows Vista (перестают закрываться окна, невозможно получить доступ к некоторым настройкам и службам в «Администрировании» и т.п.). Поэтому не спешите удалять аккаунт, который использовали до разблокировки учетной записи «Administrator». Чтобы проверить стабильность ОС в администраторском аккаунте, зайдите в «Панель управления», переключитесь в классический режим просмотра (Switch to Classic View) и посмотрите — у всех ли значков есть внизу подписи, как-то: «Язык и региональные стандарты (Regional and Language Options)», «Звуки и аудиоустройства (Sounds and Audio Devices)» и другие. Если какой-то значок «потерял» подпись — это явный признак будущих ошибок операционной системы (если же все подписи на месте — ошибок, связанных с активацией администраторской учетной записи, гарантированно не будет). Исправить ошибку при активации аккаунта администратора поможет переустановка ОС (восстановление с диска или бэкапа — не поможет) или использование любых аккаунтов, созданных до разблокировки учетной записи администратора (доступ, как уже говорилось выше, можно изменять в свойствах того или иного файла или папки). Настоятельно рекомендуется активировать аккаунт администратора сразу же после «чистой» установки Windows Vista.

2. Отключение Hibernation — режима сна
В Windows Vista, помимо прочего, канули в лету ждущий и спящий режимы, теперь они объединены в один режим — режим сна. Теперь при переходе в режим гибернации система выдаст запрос «Сохранить все открытые документы и приложения?». Если ответите утвердительно — сможете продолжить работу даже после отключения питания компьютера (аналог спящего режима; файлы сохраняются и в оперативной памяти, и на жестком диске — если питание компьютера прекращено не будет, данные будут восстановлены из оперативной памяти, что займет совсем немного времени, а если сбой все-таки будет — данные восстановятся с жесткого диска, хотя и придется подождать какое-то время завершения этого процесса). Впрочем, если ответите системе категоричное «Нет» — файлы все равно будут сохранены, правда, только в оперативную память, поэтому при отключении питания вы лишитесь несохраненных данных навсегда.

Отключение Hibernation — режима сна
Отключение Hibernation — режима сна
Большинству режим гибернации вряд ли понадобится, так что имеет смысл очистить зарезервированное под временное хранение файлов место, примерно равное объему ОЗУ (помните, что 1 Гб = 1024 Мб, 2 Гб = 2048 Мб; место резервируется сразу, при первом запуске). Проследуйте в меню Пуск — Программы — Стандартные — Служебные — Очистка диска (Start — Programs — Accessories — System Tools — Disk Cleanup), выберите системный диск с Windows Vista, дождитесь сбора данных, выделите галочкой пункт «Очистка файлов гибернации режима гибернации (Hibernation File Cleaner)» и подтвердите решение.

Внимание: данная процедура удалит файл hiberfil.sys, находящийся в корне диска с установленной Vista, и полностью отключит режим гибернации.

3. Ускорение меню «Пуск»
То, с какой скоростью работает меню «Пуск (Start)» в неклассическом режиме, вас, скорее всего, не устраивает. Исправить проблему можно, не лишая себя графических изысков:


Ускорение меню «Пуск»
Ускорение меню «Пуск»
а) Щелкнуть правой кнопкой на «Панели задач» или на самом меню «Пуск», в контекстном меню выбрать пункт «Свойства (Properties)», перейти во вкладку меню «Пуск (Start Menu)», нажать «Настроить... (Customize...)», найти строчку «Выделять недавно установленные программы (Highlight newly installed programs)», снять с нее галочку и сохранить изменения.

б) Заходим в редактор реестра (команда regedit в диалоге «Выполнить (Run)»), перемещаемся в ветку HKEY_CURRENT_USER/Control Panel/Desktop и изменяем значение ключа MenuShowDelay с «400» на «0».

Примечание: все это имеет смысл только при использовании меню «Пуск» в режиме, предлагающемся Windows Vista по умолчанию, а не в режиме «Классическое меню «Пуск».

4. Оптимизация работы жестких дисков
Оптимизация HDD в Windows — это запись небольших системных файлов в кэш на жестком диске, вследствие чего время доступа к этим файлам заметно сокращается. Эта опция знакома еще со времен Windows XP, но если в XP она была изначально включена, то в Windows Vista оптимизацию жестких дисков посчитали лишней и по умолчанию она отключена. Исправляем сие безобразие!

Оптимизация работы жестких дисков
Оптимизация работы жестких дисков
Проходим в Панель управления — Система — Диспетчер устройств (Control Panel — System — Device Manager), раскрываем ветку «Дисковые устройства (Disk Drives)», заходим в свойства жесткого диска (если жестких дисков несколько — повторяем операцию, описанную ниже, в свойствах каждого), перемещаемся во вкладку «Политика (Policies)» и ставим галочки на пунктах «Включить кэширование записи на диск (Enable Write Caching on the disk)» и «Включить дополнительную производительность (Enable Advanced Performance)», жмем ОК. Дальше в этом же «Диспетчере устройств» раскрываем другую ветку — «Контроллеры IDE ATA/ATAPI (IDE ATA/ATAPI Controllers)» и в свойствах всех каналов ATA (ATA Channel 0, ATA Channel 1 и т.д.) во вкладке «Дополнительные настройки (Advanced Settings)» проверяем, стоит ли галочка на «Включить DMA (Enable DMA)». Если не стоит — ставим и сохраняем изменения. Эффект почувствуете после перезагрузки.

5. Активация ReadyBoost на неподдерживаемых устройствах
ReadyBoost — нововведение Windows Vista, предназначенное для увеличения производительности системы. С помощью новой технологии пользователи могут использовать USB-накопители, флэш-карты (любых форматов, поддерживаемых вашим кард-ридером) как дополнительное пространство для кэширования системных файлов и файлов приложений (грубо говоря, съемная «оперативная память» — в кавычках, потому что реальная оперативная память все-таки дает куда лучший эффект).

Для пользователей Vista с 512 Мб ОЗУ использование флэш-драйвов объемом от 1 Гб в режиме ReadyBoost даст существенный прирост производительности (в первую очередь это заметно в играх). Пользователи с 1 Гб оперативной памяти получат уже более скромный прирост, а счастливые обладатели двух гигабайт оперативки вообще могут не заметить каких-либо изменений — независимо от объема устройства под ReadyBoost и его технических характеристик. Так что если у вас 512 Мб или 1 Гб ОЗУ, то вам имеет смысл воспользоваться «бесплатной» возможностью увеличить быстродействие Windows Vista.

Плохо одно — перед началом использования ReadyBoost операционная система тестирует устройство на соответствие некоторым техническим требованиям (тест состоит в следующем: 4 Кб произвольных чтений на скорости 2,5 Мб/сек и 512 Кб произвольных записей на скорости 1,75 Мб/сек), и есть вероятность, что Vista не одобрит ваш «драйв».

Активация ReadyBoost на неподдерживаемых устройствах
Активация ReadyBoost на неподдерживаемых устройствах
Решение проблемы существует — подключаем устройство, заходим в «Мой компьютер (My Computer)», щелкаем по нашему девайсу правой кнопкой, в контекстном меню находим пункт «Свойства (Properties)». Далее во вкладке ReadyBoost ставим галочку на «Остановить тестирование устройства при подключении (Stop retesting this device when I plug it in)», отключаем устройство. Заходим в реестр (это можно сделать, набрав в меню Пуск — Выполнить (Start — Run) команду «regedit» без кавычек), находим ветку HKEY_LOCAL_MACHINE/SOFTWARE/Microsoft/Windows NT/CurrentVersion/EMDgmt, там находим подпапку с названием устройства, которому нужно разрешить ReadyBoost, и в этой папке изменяем значения следующих ключей — Device Status = 2, ReadSpeedKBs = 1000 и WriteSpeedKBs также задаем значение 1000. Подключаем устройство, заходим в свойства, переходим во вкладку ReadyBoost и выбираем «Использовать это устройство (Use this device)», а ниже ползунком задаем объем, который не жалко потратить на кэш. Радуемся. Стоит отметить, что реальный прирост производительности можно заметить только на относительно быстрых флэш-устройствах, а использование в качестве устройства ReadyBoost внешних жестких дисков в силу большого количества времени, затрачиваемого на произвольный доступ, вообще не даст практически никакого прироста.

6. Отключение автоматической остановки жёстких дисков
Ну и напоследок — многих раздражает, что в Windows Vista жесткие диски то останавливаются, то начинают крутиться вновь, создавая лишний шум. Для экономии электроэнергии ОС в случае простоя отключает HDD через определенное время (по умолчанию — 20 минут). Без дополнительной настройки происходит следующее: через 20 минут HDD отключаются, еще через 20 — запускаются вновь, и так по кругу, что, конечно же, не всех устраивает, хотя функция вроде бы полезная. Дабы утихомирить жесткие диски в Vista раз и навсегда, отключим следующие службы (службы отключаются, как и раньше, в Панели управления — Администрирование — Службы (Control Panel — Administrative Tools — Services) или же по команде «services.msc», набранной в меню Пуск — Выполнить (Start — Run):

SSDP Discovery

Volume Shadow Copy

Windows Search


Отключение автоматической остановки жёстких дисков
Отключение автоматической остановки жёстких дисков
Стоит упомянуть, что отключение службы Volume Shadow Copy сделает невозможным использование функции «Восстановление системы».

Также не лишним будет настроить службу индексирования. Зайдите в Панель управления — Параметры индексирования (Control Panel — Indexing Options), нажмите «Изменить (Modify)» и уберите галочки в верхнем окне с тех объектов, индексирование которых вам не нужно; если убрать все галочки, служба индексирования будет отключена. И, да, не забудьте настроить временной промежуток, по истечению которого с учетом того, что система простаивает, жесткие диски будут самоостанавливаться: Панель управления — Электропитание (Control Panel — Power Options), выберите одну из трех схем электропитания, нажмите «Изменение параметров плана (Change plan settings)», далее нажмите «Изменить дополнительные параметры питания (Change advanced power settings)» и во вкладке «Жесткий диск (Hard Disk)» настраивайте время — задается в минутах; значение «0» означает, что жесткие диски никогда не будут останавливаться.

***
В данной статье были рассмотрены самые важные и необходимые на первое время настройки новой операционной системы Microsoft. Банальные настройки (вроде изменения объема файла подкачки, отключение UAC и пр.), настройки внешнего вида (изменения размера иконок, настройка диалога Alt+Tab) и опции, знакомые нам по Windows XP (а это практически все опции Windows Vista за исключением новых функций и приложений — интерфейс Aero, Windows Calendar, Windows Collaboration, Windows Sidebar и т.д.) рассмотрены не были. Также не были рассмотрены многочисленные варианты оптимизации новых Internet Explorer 7 и Windows Media Player 11 — это темы для отдельных статей. Экспериментируйте — и у вас все получится!

P.S. В связи с изменением диалога завершения работы (представляет собой выпадающее меню, состоящее из пяти пунктов — «Сменить пользователя», «Завершение сеанса», «Перезагрузка», «Сон», «Завершение работы»; по удобству он значительно уступает аналогичному диалогу в Windows XP) у многих пользователей со временем возникает желание вывести ярлыки «Завершения работы» и «Перезагрузки» на рабочий стол или в другое более наглядное место. Сделать это очень просто — щелкнув по пустому месту в какой-либо папке или на рабочем столе правой кнопкой, выбирайте из контекстного меню пункт Создать — Ярлык (Create — Shortcut), в поле размещения объекта указывайте «%windir%system32shutdown.exe -r -t 0» (без кавычек) — для ярлыка перезагрузки операционной системы и «%windir%system32shutdown.exe -s -t 0» — для ярлыка завершения работы. Все. Позже в свойствах этих ярлыков для пущей наглядности вы сможете выбрать соответствующие иконки.

На главную
Комментарии
Войти
Регистрация